Сопровождение выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ
Трудоустройство выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ – вопрос, который требует особой проработки. Подготовка к трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ начинается с профориентационной работы с абитуриентами, социализация студентов этой категории в образовательной организации.
Задача образовательной организации создать равные условия, для востребованности инвалидов и лиц с ОВЗ в социально-бытовой и трудовой сферах деятельности. Основной задачей Центра содействия трудоустройства выпускников, является повышение количества трудоустроенных выпускников с инвалидностью и лиц ОВЗ, а также способствование их закреплению на рабочих местах.
Рекомендации по оказанию содействия в поиске подходящей работы выпускникам, относящимся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ:
1. Нормативно-правовая основа содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ, являются:
Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года.
ФЗ РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
ФЗ РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
ФЗ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года « 197-ФЗ.
2. Организация работы колледжа по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ реализуется через Центр содействия трудоустройство выпускников и предполагает:
· проведение системной, комплексной профориентационной работы с обучающимися и абитуриентами этой категории;
· формирование базы данных организаций имеющих квоту по трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ;
· формирование баз данных обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ.
3. Основные направления работы с обучающимися инвалидами по содействию трудоустройству в части системного выстраивания индивидуальной траектории карьеры и содействия трудоустройству включает работу психологического, профессионального и постдипломного сопровождения в период адаптации на предприятии, учреждении, организации.
· Психологическое сопровождение при содействии трудоустройству выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ включает морально-эмоциональную поддержку в течение обучения так, чтобы инвалиды и лица с ОВЗ на выпуске могли свободно себя презентовать, грамотно составить резюме, пройти социальную и психологическую адаптацию.
· Профессиональное сопровождения осуществляется через производственную практику и профессиональную адаптацию студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ. Включает работу с предприятиями, а именно: проведение переговоров с руководством о готовности принять на практику инвалидов и лиц с ОВЗ. Вовлечение студентов в мероприятия: экскурсии на предприятия, встречи с работодателями на базе колледжа. Обязателен выезд на предприятие с целью выяснения наличия специальных условий труда с учётом группы инвалидности. Обязательно сопровождение обучающегося на предприятии в течение всей практики. Не возбраняется и прохождение практики на базе колледжа инвалидами и лиц с ОВЗ в мастерских, при создании специальных условий труда. Но с целью трудоустройства и социализации необходимо организовывать практику на предприятии, учреждении и организации.
· Постдипломное сопровождение в период адаптации на предприятии, учреждении, организации это совместная работа образовательной организации с Центром занятости населения, работодателем с дальнейшим трудоустройство выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов и лиц с ОВЗ производится в целях предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости. Квота для приема на работу инвалидов установлена в размере 2% к среднесписочной численности работников.
Трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ в счёт установленных квот может производиться работодателем самостоятельно, либо по направлениям Центра занятости населения в соответствии с медицинскими рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации.
Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приёме на работу инвалида в пределах установленный квоты – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц. Необоснованный отказ в регистрации инвалида и лиц с ОВЗ в качестве безработного – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц.